Новые правила ОСАГО должны сыграть на руку и страхователям, и водителям и «перекрыть кислород» мошенникам. После апрельских реформ уже в августе в силу вступили очередные поправки в порядок начисления выплат и их натурального возмещения в виде ремонта. Новые правила, как предполагается, должны вернуть деньги в отрасль. Вот почему страховщикам не стоит бояться ремонтов без учета износа машин.
Задумка-то хорошая
Раньше схема выплат при ДТП по обязательной «автогражданке» была такая: страховая компания оплачивает пострадавшему в ДТП стоимость детали с учётом износа автомобиля. К примеру, новый бампер на «Ладе-2114» стоит 5 тысяч рублей. Но если машина 2010 года выпуска и ее износ составляет 50 процентов, то страховая компания выплачивает только 2500 рублей. А половину стоимости водитель вносит сам.
Теперь, если взять тот же пример, предполагается, что страховщики отдадут сервису все 5000. По новым правилам, машины будут ремонтироваться без учета износа. Причем ремонтироваться в обязательном порядке практически во всех случаях. Преимущество будет у так называемой натуральной формы возмещения ущерба по ОСАГО (то есть ремонт) перед выплатами живыми деньгами. На первый взгляд это хорошо для автовладельца, но накладно для страховых компаний.
— Пока не очень понятно, как новые правила будут работать, — говорит Евгений Золотарев, директор оренбургского филиала одной из российских страховых компаний. — Дело в том, что по старым полисам ущерб мы выплачиваем наличными или ремонтируем — по желанию клиента. С новыми полисами ОСАГО к нам пока приходит мало пострадавших. Но, конечно, потерпевшие предпочитают взять деньги. Кажется, новые правила будут выгодны и нам. Скажем, если раньше мы оценивали ущерб в 50 тысяч рублей и выплачивали клиенту наличными, он мог отремонтировать в каком-то «гаражном» сервисе за 30 тысяч, а 20 тысяч положить в карман.
Теперь мы будем перечислять деньги напрямую в автосервисы, которые, возможно, нам сделают скидки. Кстати, по новым правилам, получить наличные можно только в нескольких случаях. Например, если автомобиль не подлежит восстановлению (полная гибель транспортного средства) либо затраты на ремонт превышают 400 тысяч рублей, когда машина принадлежит инвалиду, а также по соглашению сторон — автовладельца и страховой компании. Во всех остальных случаях машины должны быть отремонтированы.
А вот не разорятся ли эти компании, оплачивая детали без учета износа машины? Руководители фирм пожимают плечами: пока судить рано. Почти все страховые организации в Оренбургской области являются филиалами российских компаний, и там финансовые дела регулируются в крупных масштабах на высоком уровне. Те или иные изменения для них не в новинку.
Почва для мошенничества
Директор другой страховой компании Марина Александренко считает, что порядок в ОСАГО наводить надо. Новые правила полезны, как минимум, уже тем, что избавят от споров с автоюристами. Ее организация несла немалый ущерб из-за этих «пересмотрщиков дел».
Получив от клиента гонорар, у автоюристов был стимул накрутить сумму по ОСАГО. И они этим часто пользовались, выигрывая дела в суде. Страховщик терял деньги. Директор привела пример, взятый из федеральных печатных изданий: российские страховые компании потеряли 60 миллиардов рублей из-за этих пересмотров.
Новые правила, как предполагается, должны вернуть деньги в отрасль. Вот почему страховщикам не стоит бояться ремонтов без учета износа машин.
Сейчас головная боль страховых компаний другая — мошенники, фабрикующие ДТП с участием старых иномарок. Они доводят ущерб до суммы выше 400 тысяч рублей. В этом случае компания обязана выплатить компенсацию деньгами.
Юлиана Краморенко, руководитель отдела розничных продаж страховых полисов одной из оренбургских компаний, тоже согласна, что страховщики не должны остаться в убытке, хотя судить пока рано. Это видно будет через какой-то отчетный финансовый период, скажем, через полгода.
А вот нечестные автоюристы найдут, где развернуть свою деятельность даже с учетом изменений в ОСАГО, считает Юлиана.
Методичка не правдива?
И страховщики, и водители пока нечетко понимают, как фактически теперь будет осуществляться ремонт авто. Оренбуржец Владимир Бальевич — владелец 12-летней «Оки». Про новые правила он слышал, но, к счастью, на себе их испытать не пришлось. Нововведения Владимир оценивает положительно, вот только его удивляет, неужели в случае дорожной аварии на его местами проржавевшую машину поставят новые детали, причём не возьмут с него ни рубля?
— Не все так просто, в ряде случаев ремонтировать транспортное средство мы просто не беремся, — анонимно рассказал владелец автомастерской, ремонтирующей автомобили после ДТП по ОСАГО. — Дело в том, что цена на ту или иную деталь, а также стоимость работ заложены в так называемом Справочнике средней стоимости запчастей, принятом Российским союзом автостраховщиков. Автосервисы должны на этот справочник ориентироваться. Однако реально детали у поставщика часто стоят дороже, чем указано в этой «методичке».
Мы выставляем счет, но страховая компания с ним не соглашается, так как там действительно указаны более высокие цены. В итоге отказ в ремонте. Водитель забирает «чистые» деньги у страховой компании и ремонтируем машину там, где хочет. Нововведение считаю нужным, но не до конца продуманным.
Страховые компании, станции техобслуживания, автодилеры, водители пока только-только примеряют новые правила в системе ОСАГО. Уже понятно, они направлены на потребителя. И при должной работе будут выгодны. Однако, по мнению специалистов, требуют серьезной доработки. Какой именно? Для этого должно пройти определенное время.
— Несмотря на то что натуральная форма, то есть ремонт, теперь приоритетен при возмещении убытков по ОСАГО, большинство потерпевших получают денежные компенсации, — отмечает юрист Марина Султангулзина. — Чаще всего это связано с тем, что для станций техобслуживания работа со страховщиком в рамках существующих норм убыточна. Цены на запчасти, содержащиеся в Справочнике профессионального объединения страховщиков ниже действительных рыночных цен. Занижена и стоимость нормо-часа. Например, относительно одной из моделей автомобилей Huyndai стоимость кузовных и малярных работ в Оренбурге превышает данные справочников на 20 — 30 процентов. Кроме того, с 1 августа справочник внепланово обновлен, стоимость запчастей понижены в среднем на 8 процентов. При таких обстоятельствах, по моему мнению, страховщикам и станциям техобслуживания будет непросто найти взаимовыгодные условия для сотрудничества.
Основные тезисы новых правил ОСАГО 2017 года:
— Нормативный срок починки автомобиля — не более 30 рабочих дней.
— Автосервис должен находиться не далее 50 километров от места ДТП или места жительства владельца.
— Работу эвакуатора с места ДТП до места ремонта оплачивает страховщик.
— Машины не старше 2 лет ремонтирует только официальный дилер.
— Если раньше водитель мог выбрать между деньгами или ремонтом, то сегодня ремонт обязателен для всех, за исключением отдельных категорий.
— Станции техобслуживания обязаны ставить новые детали на все машины.
Источник: http://ria56.ru/posts/87643725625222.htm
Автор: Шорин Роман
Добавить комментарий